четверг, 28 октября 2010 г.

Что говорит наука об изменении климата?

Мне попалась запись интересной беседы с Георгием Сергеевичем Голициным, председателем Научного совета РАН по теории климата, бывшим с января 1990 г. и по 2008 г. директором Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН. В беседе обсуждалось много вопросов, в том числе и проблема изменения климата. Учитывая признанный вклад этого ученого в изучение атмосферы Земли, стоит прислушаться к его словам. Ниже Вы можете посмотреть всю беседу, в ней было много интересного, здесь же я привожу краткий пересказ того, что имеет отношение к прогнозу изменений климата в ближайшем будущем.
Согласно определению, климат — это средняя погода за какой-то промежуток времени. В данный момент Всемирная метеорологическая организация считает климатом усредненную погоду за период с 1961 по 1990 год. Так вот, климат действительно меняется. Происходит повышение средней температуры земного шара. За XX век средняя температура по глобусу увеличилась на 0,75°C. Для того, чтобы понять, много это или мало, требуется задать масштаб температурных изменений, сравнить с известными науке колебаниями температур в прошлом. Это можно сделать, например, если рассмотреть изменения во время ледниковых периодов. Продолжительность последнего ледникового периода составляет 110 тыс. лет (100 тыс. ледники нарастали и 10 тыс. лет отступали). В период максимального покрытия Земли ледниками температура в среднем по глобусу была на 5°C ниже. Средняя скорость роста температуры составляла 5°C / 10000 = 0,05°C за 100 лет. Таким образом, в настоящее время скорость изменения температуры выросла в 15 раз! Очевидно, что к прежним «медленным» процессам, таким как колебания земной оси, присоединились новые «быстрые» процессы. Судя по всему, сказать, что это за процессы, зависят ли они от деятельности человека и может ли человек ими управлять, ученые (даже британские) пока не могут. На первый взгляд даже ускорение в 15 раз не кажется угрожающим, если речь идет о сотых и десятых долях градуса. Но не надо забывать, что при определении этих значений подсчитывалось среднее значение по всему глобусу. Это не мешает локальным температурным аномалиям достигать значений в десяток градусов. Например, жара этим летом охватывала территорию менее 1 млн. квадратных километров, что составляет менее 0,2% всей территории суши (540 млн. кв. км.).



Это, так сказать, качественная оценка происходящих изменений. И следом можно привести количественную оценку.

Австралийские ученые пришли к выводу, что в будущем мегаполисы окажутся непригодными для жизни. К концу XXIII века из-за климатических изменений влажность и температура в крупнейших городах мира, в том числе и в Москве, возрастут до таких значений, что людям станет просто невозможно существовать в этих условиях.

Такое открытие сделали специалисты Нового Университета Южного Уэльса в австралийском Сиднее. Свои прогнозы касательно будущего мегаполисов они опубликовали в журнале New Scientist. Исследователи считают, что в Москве, Дели, Сиднее, Рио-де-Жанейро и других крупных городах мира будет так жарко и влажно, что дышать в такой атмосфере станет практически невозможно. Люди будут вынуждены покинуть ставшие непригодными для обитания города.

Свои выводы специалисты университета делали, основываясь на информации о скорости климатических изменений в мире и динамике роста среднегодовых температур. По словам Стивена Шервуда, одного из участников исследования, он был поражен результатами расчетов: до времени, когда в городах станет невозможно жить, остается менее 300 лет.

Ученые подкрепляют свои выводы конкретными примерами: летом 2003г. из-за обрушившейся на Европу аномальной жары погибли десятки тысяч людей. В Италии число умерших составило свыше 4 тысяч, во Франции, которая сильнее всех из европейских стран пострадала от зноя, - свыше 13 тысяч. В этой связи стоит вспомнить и аномальную жару летом этого года, от которой страдали россияне. По некоторым данным, смертность в Москве в июле выросла в 4-5 раз.

Один из выводов, который можно сделать на основе всего вышесказанного заключается в том, что необходимость в реализации мер по обеспечению непрерывности и восстановлению деятельности (ОНиВД) в ближайшем будущем будет становиться все острее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий